Что такое Бессмертие в даосской алхимии.

dao-zdorovje4-720x340

На сегодняшний день среди людей распространена масса различных толкований бессмертия в даосской алхимической традиции. Поэтому хотелось бы расставить точки над «i», и пролить свет на данный вопрос.

Рассматривая вопрос, что такое бессмертие, прежде всего, нужно постараться понять, что китайская культура имеет свои представления, иногда принципиально противоположные понятиям культур других стран. Даосизм, а тем более бессмертие в китайской традиции, хотя и известны сейчас повсюду, однако возьму на себя смелость сказать, что совершенно не изучены. Особенно это касается наиболее древнего пласта даосизма и, так называемого, учения шэньсяней. Это не удивительно, и в Китае на каждом шагу встречается тоже самое. Так вот, китайское бессмертие это вовсе не желание оставить о себе память потомкам, и не стремление жить на земле вечно (а физическое бессмертие и долголетие хотя и считались реально достижимыми, но никогда не были высшей целью даосизма), а есть реализация высшей свободы, которая имеется в каждом человеке, но человек обычно о ней и не подозревает. Об этом хорошо написано в «Главах о прозрении истины» (Учжэньпянь) Чжан Бодуаня. Таким образом, даосизм это не философия, и не религия, а Путь Свободы. Конечно найти суть даосизма среди временных наслоений и искажений очень сложно, но и сейчас в Китае есть люди, которые несут ту, наиболее древнюю традицию даосизма.

Китайское бессмертие более имеет своей целью бессмертие духовное, нежели физическое. Во внутренней алхимической практике существуют определенные стадии, которые характеризуются отнюдь не феноменами цигун, а физиологическими изменениями и трансформациями. Так можно выделить Жэнь сянь (Бессмертный человек), Ди сянь (Земной бессмертный), Шэнь сянь (Духовный бессмертный), Тянь сянь (Небесный бессмертный), Цзинь сянь (Золотой бессмертный) и некоторые другие. Хотя не все школы даосизма называют одинаковые уровни внутренней алхимии одними названиями.

Перед тем, как перейти к детальному описанию стадий бессмертия, остановимся на таком насущном вопросе как, зачем становится бессмертным.

Многие люди задумываются о смысле жизни. Кто-то видит его в получении максимума удовольствия за период жизни, по принципу — «живем только один раз», надо словить как можно больше кайфа, другие считают, что смысл — в воспитании детей, третьи — в помощи людям, четвертые — в духовном совершенствовании, под которым в данном контексте понимается прежде всего очищение души, чтобы потом получить лучшее воплощение. Значительная часть народонаселения видит смысл жизни в деньгах и власти…

С точки зрения даосской алхимии подобное понимание смысла жизни — это полная ерунда. Единственный возможный смысл жизни человека — его трансформация в божество. В любом случае, конец один: смерть земного сознания — либо через естественную смерть и погружение души в нижние миры, либо через полную трансформацию тела в тело света и превращение в небожителя. Других вариантов нет: либо пан, либо пропал. Чтобы одуматься, есть только короткий миг длинною в жизнь.

Стремление к алхимии ничем не отличается от стремления к другим духовным учениям. Никакой путь не начинают с ясного и осознанного всезнания. Зачем идти в общеобразовательную школу, если уже ум академика? На самом деле, стремление – это личный выбор каждого человека. Кто вам может сказать, что это «нужно» или «необходимо»? Ни алхимия, ни любое другое учение не могут быть человеку навязаны. Человек сам выбирает свой путь – сердцем. Точно также непонимание другими пути другого человека вовсе не является достаточным для каких-то выводов. Помнится, Циолковского когда-то тоже считали сумасшедшим старичком. Так ведь это один человек, а что говорить про многотысячелетнюю традицию? Не подобны ли высокомерно рассуждающие о ней и не знающие ее напрямую бабочкам-однодневкам, пытающимся рассуждать о тысячелетиях? Вы только прикиньте, ведь жизнь конкретного человека в сопоставлении с историей традиций будет даже не заметна как мгновенная вспышка.

На небо всем стремиться совершенно не обязательно. Многие об этом даже и не помышляют, а просто хотят жить здоровой и счастливой жизнью на земле. Каждая душа воплощается в том мире, которому она соответствует. Если душа еще до неба не «дозрела», но как-то случайно туда попадет, ей там жутко не понравится и первым же делом она оттуда сбежит в более низший мир, причем совершенно добровольно.

Можно выделить три мотива, которые обращают человека к духовным поискам.

1. Мотив стремления к познанию. Когда человека интересует, в чем смысл жизни, как она устроена. Это характерно для стабильности проживания. Собственно на этой базе и выросло то, что мы сегодня именуем «философией». Пока рабы работали, господа философствовали (так, по крайней мере, объясняет история, со всеми натяжками).

2. Есть люди с врожденным стремлением к сему действу и их нынешняя жизнь – лишь причина, для того, чтобы вспомнить.

3. Есть люди, которые в силу либо природного устроения, либо перипетий судьбы не испытывают иллюзий по поводу главного врага человека – приближающейся смерти. Человек неизбежно во второй половине своей жизни ощутит явления старения, болезней и приближения смерти, а, значит, потребность решать этот вопрос может у некоторых людей быть очень острой.

Бравада многих по отношению к смерти основана на незнании, психическом отклонении, отмороженности или иллюзии что «жизнь будет так продолжаться всегда». Как писалось в даосском трактате, что все люди любят болтать о безразличии к смерти, но если им сказать что их час настал, они вмиг перестают болтать подобную чепуху и покрываются потом. Для снятия таких иллюзий полезно иногда посидеть над пропастью, прыгнуть с парашютом ну и т.п. Ведь трусость как животный инстинкт – есть стремление духа сохранить тело, чтобы не уйти с земного плана раньше времени. Как писал Чжан Бодуань: «Вчерашним днем [еще] по улице ехал верхом на коне, А сегодняшним утром лежит в гробу труп, [погруженный в смертный] сон.»*

* (Чжан Бо-дуань Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь). — Пер. с кит., предисл. и коммент. Е. А. Торчинова. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. — 346 с.)

Смерть – есть неведение. Смерть не есть освобождение, иллюзия рассуждать о том, чего не знаешь, о чем не имеешь опыта. Даосы считают, что неразумно опираться на то, что неизвестно, а потому готовиться к смерти нужно при жизни, а не после ее. Смерть – есть страдание. Как для умирающего, так и для близких, чаще всего этот так. Смерть грозит потерей опыта и предшествующих достижений. Наконец, смерть – есть разложение. Согласно древним учениям, – деградация, уход в худший мир.

Таким образом, стремление к совершенствованию – это сплав из врожденных особенностей и возможностей среды в сочетании с развитием стабильной работы над собой. Все остальное – лишь средства на этом пути.

Если расставить эти мотивации в порядке важности, то это скорее: 2,3,1. Кто исходит из п.2, тот знает своеобразные ощущения напоминания о необходимости упорно двигаться дальше. Это обычно должно проявиться уже с детства.

Кстати говоря, прежде вопроса «Зачем?» о смысле жизни, полезнее сперва задуматься над вопросом «Как именно?», т.е. об устройстве этой самой жизни. Это может натолкнуть на мысли о необходимости практики, о чем так много говорят древние традиции. Разрешение многих центральных вопросов, таких, как устройство и смысл жизни, причины явлений, и т.д., зависит именно от духовного совершенствования. Поэтому только практика способна дать ответ на вопрос о смысле.

Также есть такое явление как духовные знаки. Очень упрощенно можно сравнить это с просмотром талантливо снятого фильма, который начинает оказывать влияние на судьбу зрителя.

В завершении этого вопроса, хотим еще раз подчеркнуть приоритет устремления души перед работой рассудка в заинтересованности духовными практиками. Не человек думает: «Для чего я буду заниматься алхимией?»,- а его внутренняя потребность приводит его самого к алхимии.

Рассмотрим теперь механизм истинного духовного совершенствования. Все люди как бы узники этого мира, отбывающие свой срок. После отбывания срока состоится высший суд, который определяет дальнейшую судьбу души, в зависимости от совершенных поступков. Но это будет мир не выше нынешнего в любом случае. Какие бы хорошие и добрые поступки не совершались. Подняться выше можно только в обход «высшего суда», избежав его.
Суд наступает, когда у человека заканчивается мин. По сути за это его и судят, так как ему были даны деньги (энергия), которые он промотал, а должен был приумножить. Если он еще и вдобавок к этому самому страшному греху (потратить данный от рождения мин), еще и загрязнил душу, то точно его отправят в ад на очищение.
Ну а, ежели все-таки душу свою уберег от скверны, то могут дать второй шанс. Поэтому, чтобы подняться на небо, надо прирастить мин, который и станет горючим для старта в небо.

Человеку был дан импульс при рождении способный привести его на небеса. Если бы его душа стремилась к небесному, то он начал бы совершенствоваться в 18 лет. Как говориться, был бы ученик готов, Учитель найдется. Ну, раз уж так не произошло, и человек начал терять энергию и стареть вследствие увлеченности мирским и согласно естественному закону, то в этом-то и есть основная ошибка. Хорошие земные поступки дают лишь хорошую карму для следующей земной жизни. На небо они никаким образом не приведут. Сколько бы вы грязь не месили, золото из нее не получите. Для этого нужны другие технологии – алхимические.

Человек может совершить только один хороший поступок в своей жизни, который приведет его на Небеса – это соединить Син и Мин. Все остальные не могут принципиально ни на что повлиять. Никаких заслуг не хватит, чтобы перевесить главный грех человека – отсутствие совершенствования изначальной энергии и окончательную ее потерю и вследствие – смерть.


Даосизм еще называется «воровской путь на небо». Т.к. нужно выкрасть обратно жизнь, которую забирают независимо от желания хозяина. Воровской путь предпочтительнее, так как здесь человек все делает сам и не зависит от различных богов, от их соизволения поднять его на небо. Есть еще другой способ, когда наиболее праведных заберут на небо высшие существа (ангелы), за счет их силы. Но это тоже бывает крайне редко и за очень большие заслуги. И это, все-равно, будет как бы воровским путем. Просто воровать за этого человека будет кто-то другой. А точнее, поделится наворованным. Таким образом, не существует неворовского пути. Обычный путь – это путь в Землю.


Структура человека едина для всех традиций и народов, поэтому неалхимических путей не бывает. Алхимия – это просто название высших трансформаций в человеке. Так что оно подходит к любой традиции. Центральное ядро метода одно и то же, вне зависимости, как это называется буддизм, даосизм и т.п. А вот подходы к этому центральному методу действительно в разных традициях могут быть разными. (Имеется ввиду, что в какой-то традиции начинают с боевых искусств, а в другой, например, с молитвы.)

Резюмируем, без духовного совершенствования – на Небо не попасть. Да и совершенствование должно быть правильным, направленным на соединение с мин. Чистое совершенствование Син ни к чему не приведет.

После такого продолжительного вступления перейдем к основной части описания стадий бессмертия. Здесь речь пойдёт об общем представлении пути даосской внутренней алхимии, не более того. Такая краткость нужна лишь для общего понимания процесса, тогда как в практическом плане на каждом из этапов существуют свои подводные камни, секреты и тонкости, и в данных тонкостях поможет разобраться только исключительно истинный учитель.

Схема, изложенная ниже, основана на изучении трактатов с одной стороны и наставлениях Учителя с другой. Существует установленная даосская классификация насчитывающая 5 видов бессмертия, вот её структура:

1. Призрачный бессмертный—鬼仙 Гуй сянь.

2. Человеческий бессмертный —人仙 Жэнь сянь.

3. Земной бессмертный —地仙 Ди сянь.

4. Духовный бессмертный — Шэнь сянь.

5. Небесный бессмертный —天仙 Тянь сянь.

На самом деле перечисленные виды бессмертия, кроме Бессмертного призрака 鬼仙 Гуй сянь, есть не что иное как результаты последовательного достижения человеком различных стадий внутренней алхимии.

1. Призрачный бессмертный鬼仙 Гуй сянь

К достижениям внутренней алхимии не имеет прямого отношения. Данный вид бессмертия является плодом шаманских практик, позднего Чань буддизма, некоторых упрощённых ветвей буддизма, псевдодаосизма, различных практик продвинутой медитации. Во время таких практик в состоянии отсутствия дыхания и сердцебиения человек выводит свой иньский дух из тела. Однако человек, практикующий данные методы, остаётся, не смотря на имеющиеся достижения, обычным смертным. И более того, после своей смерти такой человек уже не может переродиться, так и оставаясь на этом уровне псевдо-высокого развития навсегда. В даосизме подобные практики строго запрещались. Однако имеется в виду серьезная проработка данных практик, а не простое тихое сидение, стояние, и т.п. Более детально мы обсуждали такие практики в статье о Син и Мин.

2. Человеческий бессмертный 人仙 Жэнь сянь. Первое серьёзное достижение внутренней алхимии.

утечка

Жэнь сянь — человеческий бессмертный или бессмертный среди людей. Первой стадией алхимии является достижение именно этого уровня. Стадия бессмертия Жэнь сянь на самом деле является промежуточной стадией, через которую в обязательном порядке лежит путь к бессмертию. Данная стадия представляет из себя всего лишь совершеннолетие, пик расцвета физиологии. Каждый человек в жизни проходит период человеческого бессмертия в жизни. Именно в этот период юношества, у людей особенно наполненное и высокое энергетическое и физическое состояние.

Если начать практиковать внутреннюю алхимию непосредственно в этот период, то можно очень быстро завершить вторую стадию – Ди сянь Земного бессмертного. Если время Жэнь сянь (юношество) прошло без практики даосской алхимии, то необходимо вернуть организм, а вернее его внутреннюю структуру до юношеского уровня физиологии. Иначе дальше двигаться бесполезно, и более того — невозможно.

Чем человек старше, тем больше энергии потрачено и тем сложнее это сделать. Путь становиться более тяжелым и требует больше времени. До 16 лет человека как бы поднимает сам космос — представьте, что вы едете на фуникулере на вершину горы. Потом человек начинает скатываться со склона как на лыжах. Но старт возможен только с вершины: ракетная площадка только там, и больше нигде. Поэтому надо затормозить и начать карабкаться обратно, глубоко проваливаясь в снег — порой по колено, а порой и по пояс — и отгоняя стаи голодных волков, иногда успешно, а иногда и нет. А если учесть, что человек сам никогда не учился ходить и до 16 лет его «везли» вверх, а после он с ветерком катился вниз, то становится видно, насколько тяжела эта задача.

Для этого дается метод восполнения жизненной энергии. Все техники дальнейших этапов уже работать не будут. Не то, чтобы вообще ничего не происходило, но не будет в результате завершенности. Можно сравнить этот процесс с плавкой металла: пока нужная температура не достигнута, металл не расплавится, хотя может размягчиться, накалиться докрасна и т. д. Так же и в алхимическом процессе: пока не будет необходимого количества энергии, дух с энергией не сплавится до конца. А значит, и смерть не будет преодолена, так как дух можно будет оторвать от энергии, а значит, и от тела. А отрыв духа от тела, собственно говоря, и есть смерть.

Т.е. мы видим, что данная стадия пока еще не бессмертие, а лишь достижение высшей наполненности изначальной энергией, т.е. Мин. Полнота Мин — это наличие полноты энергии. Но само тело на этой стадии все еще не достигло внутренних изменений (так как это должно происходить на следующей стадии Ди сянь), и внутренние органы и т.п. ещё не получили преобразования. Поэтому даже при полноте Мин возможны болезни, и требуется дальнейшее преобразование, чтобы избежать болезней, вызванных несовершенством тела.

Однако почему же данной стадии, не являющейся самой по себе бессмертием соответствует название Жэнь сянь, бессмертный человек? Дело в том, что зачастую люди, впервые узнав о методе от учителя алхимии и начав практиковать алхимию, уже далеко не юноши. Вот поэтому, будучи уже в возрасте, им и приходится специальными алхимическими методиками достигать юношеского состояния энергии и юношеской бодрости тела. И если человеку было к примеру 40–50 лет и даже намного больше, то практиками алхимии он сможет реально достичь внутреннего состояния юноши. Именно такое чудо и послужило присвоению данной стадии названия бессмертного человека. Однако речь пока идёт только о наполнении энергией и доведения её до уровня юноши.

Если человек смог вернуть энергию и забраться на вершину горы, то чтобы умереть, надо обратно спуститься на лыжах до самого низа. Туда, где уже нет больше изначальной энергии, туда, где смерть. То есть, если человека не скинут обратно с вершины вниз, то он и не умрет. А кто же добровольно спустится обратно вниз, если он преодолел такие трудности по возвращению? Только незрелые юноши могут желать удовольствий, не зная, что за все придется платить. Почему же такое состояние называется человеческим бессмертным? Оно является крайне неустойчивым, и космические силы такого человека скинут обратно вниз в два счета, как маленький камешек, который швыряет ураган. И придется вновь ползти на гору. К тому же, хотя полнота Мин и есть признак Жэнь сянь, однако энергия растрачивается так же как и у обычного человека, т.е. её полноту надо поддерживать постоянными практиками. Поэтому из стадии Жэнь сянь легко обратно стать обычным человеком, растратив Мин. И если не пойти дальше, то можно рано или поздно «слететь».

Жэнь сяня можно убить, как и любого другого человека. Он является лакомым кусочком для различных демонов и злых духов, которые будут его всячески искушать, чтобы вывести из равновесия и забрать у него энергию, а лучше и целиком скушать. Поэтому совершенно необходимо продолжать совершенствоваться.

Что касается обратимости вспять последующих стадий (Ди сянь, Шэнь сянь, Тянь сянь), то достигнув полностью какой-либо из них, свойства и достижения данных стадий необратимы.

Для справедливости добавим, что в отличие от обычного человека, проскакивающего фазу человеческого бессмертного в период совершеннолетия, это состояние гораздо более стабильно по двум причинам: сердечные качества такого человека принципиально иные, чем у подростка. Обретена стабильность сознания, и Изначальный Дух стал господином юань ци. У подростка же Изначальный Дух вообще еще не проснулся, а сознание полностью на поводу страстей, проецируемых от полноты юань ци.

Мин восполняют специальными алхимическими упражнениями, аналога которым нет как в книгах по алхимии, так и в книгах по цигун. Наставление может дать исключительно истинный Учитель. Метод возврата изначальной энергии является глубочайшей тайной и никогда не передавался в письменном виде. Более того, он и не может быть передан через печатный источник, так как сама передача метода представляет собой духовную и энергетическую передачу энергии от учителя к ученику. Для того, чтобы такая передача могла состояться и потом соответствующим образом развиться, ученик должен обладать определенными качествами, без которых успех в реализации метода невозможен. Плоэтому и говориться : «命必師傳», -Методы совершенствования Мин могут быть получены только от Учителя.

3. Земной бессмертный 地仙 Ди сянь. Второе серьёзное достижение внутренней алхимии.

зародышь

После достижения человеком состояния полноты Мин (энергии тела) – первой стадии —Бессмертного человека, следующей, и 2 по счёту стадией является — Земной бессмертный —Ди сянь. Эта стадия как раз и есть достижение того, что все понимают под бессмертием — бессмертие физического тела на земле. Стоит заметить, что достижение Земного бессмертия как раз и есть цель и конечное достижение внешней алхимии Вай дань, в отличие от внутренней Нэй дань, про которую мы сейчас говорим.

На этом этапе основным требованием к преобразованию тела является преобразование внутреннего энергетического и физиологического состояния, что и происходит в обязательном порядке.

На этой стадии Земного бессмертного Син и Мин человека сливается в одно целое, зарождая тем самым Духовный зародыш – янский дух Яншэнь — зародыш Дао, формируя целостность личности. «Я» практикующего становится теперь этим зародышем Дао, зародышем Янского духа. Поэтому этот этап и назывался вторым рожденьем в древних традициях, так как только с этого момента человек и начинает полноценную человеческую жизнь. До этого, можно сказать, были сплошные страдания и мытарства. Жизненная энергия уже не воспринимается как нечто внешнее по отношения к «Я», а составляет единое целое с индивидуальностью. Ощущаемый центр «Я» также перемещается из головы внутрь тела.

Именно сейчас и начинается истинное совершенствование в Дао. И действительно, как можно совершенствоваться в Дао, если даже зародыш Дао не сформирован? Здесь начинается истинный Путь к превращению в божество, путь к полному одухотворению тела и превращению его в свет, что и есть состояние Нирваны, тело Света или небесное бессмертие.

К тому же от слияния Син и Мин возникает некое подобие вечного термоядерного двигателя в собственном теле в условиях Земли, поэтому и возможно бессмертие и такие способности. Это состояние уже является стабильным, в отличие от предыдущего этапа. У Земного бессмертного уже достаточно сил, чтобы защищать себя и своих учеников от различных злых сил. Он не нуждается ни в сне, ни в дыхании, ни в еде, т.к. дыхание и еда – это процессы восполняющие энергию последующего неба. Есть легенда, повествующая, что один бессмертный, спасаясь от полуденной жары, любил отдыхать на дне пруда.

Таким образом, становится понятно, насколько восприятие Земного бессмертного отличается от восприятия обычных людей, что Ди сяни – существа высокого духовного уровня, которых и людьми-то уже не назовешь, хотя и выглядят они как люди. Смешно полагать, как это бывает в различных книгах и сериалах, что бессмертные – такие же люди со своими страстями и пороками, ограниченным сознанием, только живущие бесконечно долго.

Хотя его тело может жить вечно и не подвержено ни болезням, ни ядам и даже самые глубокие и страшные раны затянутся очень быстро, а все функции тела восстановятся. Но в принципе его тело может быть разрушено убийством или несчастным случаем. И придется ему проходить весь путь заново, хотя у него сохранится память о методах совершенствования.

С другой стороны зародыш Дао еще слаб и начинает представлять интерес для энергетических хищников (демонов), которые наперебой стараются завладеть этим лакомым кусочком. Для энергетических паразитов это энергия самого высшего качества, но еще достаточно слабая, что бы защитить саму себя, для такой защиты нужна Школа и Учитель в ранге Шэнь сяня, который смог бы отвести беду. Без «крыши» даже Земмной бессмертный долго не протянет. Здесь работаете тот же принцип, что и в экономике: чем больше у тебя денег(или любых других ресурсов), тем более крупных и сильных хищников ты можешь интересовать. Пока у тебя ничего нет, ты никому не нужен. Для демонов обычные люди воспринимаются как темные пятна, пустая порода, сорняк. Бессмертный выглядит же как драгоценный камень.

Так что жизнь Ди сяней, хоть и может показаться простой и беззаботной, на самом деле, также полна трудностей – стоит совершить буквально одну серъезную ошибку, и потеряешь свой сан сяня в одно мгновение и окажешься в преисподней, где станешь работать бесплатным источником энергии для ее обитателей. И выбраться оттуда будет очень трудно. Поэтому общий закон совершенствования гласит – чем дальше, тем сложнее продвигаться, тем большие злые силы ты начинаешь интересовать и тем страшнее цена ошибки, ибо чем выше поднялся – тем больнее падать. Думаем, все знают предание о Сатане, Падшем ангеле, который оступился на одной из самых высоких стадий.

Поэтому и такое, казалось бы, высокое достижение не считалось значительным, и все практикующие стремились подняться выше, рассматривая эту стадию лишь как промежуточный этап.

К сожалению, написать, как проявляется образование духовного зародыша у внутреннего алхимика на стадии Ди сянь нельзя по соображениям закрытости информации. Так как, если методология алхимии является наиболее закрытым разделом алхимии, то часть связанная с ощущениями в процессе трансформации — еще более скрыта. Потому как даже посвященному намеренно не объясняют ощущения предварительно, дабы он не пытался сознательно вызывать и отождествлять их.

Если человек не задерживается на стадии Ди сянь и идет дальше, то его тело может не успевать вернуться по внешнему виду до состояния которое было в молодости, и внешне смотреться для окружающих старческим, внутренне будучи словно здоровым младенцем. Если же специально задерживаться на этой стадии, то путем долгого преобразования можно вновь сделать юношеским тело, однако такая практика (с такой целью) для даосов,конечно, не является главной. Соответственно стадия — Ди сянь служит связующим звеном предыдущих и последующих стадий, и главным в ней является слияние Син и Мин, и зарождение Духовного зародыша янского духа Яншэнь, а не преобразование внешней части физического тела до уровня юношеского состояния. Таким образом, на предыдущем и на этом этапе есть возможность совершенствования различных качеств своего уровня, но это уже не основной путь, а боковые тропинки.

Понятие же соединения Син и Мин абсолютно одинаково на стадиях

Земного, Духовного, Небесного бессмертных. Различие кроется в дальнейшем развитии Янского духа, который зародился от слияния Син и Мин на стадии Земного бессмертного.

После образования Зародыша Дао он начинает развиваться, питаясь изначаль

ной энергией. Это то, что называется зародышевым дыханием — тай си. Зародыш как бы вдыхает и выдыхает изначальную ци Предшествующего Неба, и за счет такого дыхания питания растет. Последующее Небо в этом процессе уже не участвует. Длительность этапа развитя зародыша — от 9 месяцев до 3 лет.

4. Духовный бессмертный 神仙 Шэнь сянь. Третье серьёзное достижение внутренней алхимии

віход янского духа

От соединения Син и Мин, которое произошло на предыдущей стадии, зародился Духовный зародыш, янский дух Яншэнь. Поэтому попасть на стадию Духовного бессмертного, минуя стадию Земного бессмертного, никак нельзя.

Когда зародыш Дао уже окончательно сформировался и наполнился юань ци до нужного уровня, он выходит из тела человека вверх через макушку, которая открывается специальным образом. Это и есть рождение Сына Будды, Янского духа.

Духовный зародыш — Яншэнь на этой стадии выходит из головы (то есть ещё только рождается в духовном мире), его еще придётся воспитывать и развивать.

Этот этап называется кормление грудью Янского духа. В это время регулярно тренируется выход янского духа и начинается освоение им нового для него тонкого мира (не путать с выходом иньскогодуха, он попадает в совершенно другие миры). При этом Янский дух должен постоянно возвращаться в тело для питания энергией, т. к. непосредственно энергию из того мира, который он осваивает, получать еще не может, также как новорожденный младенец еще не может усваивать земную пищу, и поэтому питается молоком матери. Тело в этом случае — мать, от которой он получает энергию, как младенец — молоко. Поэтому этап и называется «кормлением грудью» по аналогии с питанием грудного ребенка.

После его укрепления дух перейдёт на более самостоятельный этап этой стадии и сможет перемещаться, выйдя из тела в любую точку Вселенной, прежде всего, чтобы понять ее устройство и впоследствии для осуществления духовной работы в высших мирах, где он и получает питание энергией и обучается от более продвинутых духов. Ему также доступна практика во всех остальных мирах, где он осуществляет работу, в частности, работу по спасению и обучению других живых существ(аналогия социальной работы человека в миру).Когда дух возвращается обратно в тело, вокруг головы возникает золотое свечение, такое же, как у святых на иконах во всех религиях мира.

Убить Яншэнь уже невозможно, он бессмертен. Но еще остается тело, которое требует внимания и нуждается в защите от разрушающих внешних факторов. Если тело такого человека убить, а это еще возможно, то Янский дух автоматически попадет в Чистую Землю, откуда нет падения обратно в сансару, но до высшего достижения еще очень далеко. Это как бы второй закрепляющий уровень практики, достижения которого потерять невозможно.

деление духаян духи

Далее Яншэнь обретает возможность делиться*, воспроизводя таких же двойников почкованием. Их количество постепенно можно довести до огромного множества. Они могут выполнять различную духовную работу в разных мирах. Янский дух уже не связан временем и пространством, может пребывать одновременно в разных точках пространства и времени.

*Иньский дух не может делиться, т.е. воспроизводить себе подобных. Неспособен, поэтому его и называют Иньшэнь, Юаньшэнь. Делиться может только Яншэнь.

Именно тогда происходит полное понимание устройства и законов Вселенной и смысла дальнейшего развития. По желанию практикующего эта фаза может быть растянута на очень долгий срок. Например, можно засесть в пещеру на тысячелетия и практиковать в духовных телах. Все, наверное, слышали про обет Бодхисаттв: не уходить в Нирвану, а оставаться в сансаре до тех пор, пока не спасут всех живых существ. Это как раз об этой стадии. Такой человек называется духовным бессмертным, шэньсянем, Бодхисаттвой, Сыном Будды.

Если практикующий обретя возможность выводить свой янский дух покинет тело насовсем, а у него на данном уровне появляется такая возможность, то тогда ему придется уйти, не достигнув высшего возможного завершения на Земле — Небесного бессмертного.

5. Небесный бессмертный 天仙 Тянь сянь. Четвёртое серьёзное достижение внутренней алхимии.

пустоата

Итак, Тянь сянь. Напомним, что уже предшествующая стадия может быть растянута на бесконечно долго.

Но у духовного бессмертного еще остается не превращенное физическое тело. Тогда работа в превращенных телах Янского духа заканчивается, и все превращенные тела собираются обратно в физическом теле человека для его

окончательной переплавки. Внешняя миссия по духовному спасению всех живых существ завершена (аналогично с завершением социальной функции у человека).

Практикующий переходит к осуществлению высшей стадии, которая согласно алхимии возможна на Земле — превращение этого тела в тело света. Это наиболее трудное занятие, потому как требует 9–10 летней неподвижности. Ее должны обеспечить либо верные ученики и единомышленники, Учитель, либо сокрытие, замуровавшись в пещере в соответствии с определенными правилами.

После ее осуществления тело и дух сливаются воедино в «тело» света, и когда достигший уходит с земного плана, ничего не остается, кроме каких-либо вещей, как в случае с туфлей Бодхидхармы. Если практикующий выполнял практику достижения Тянь сянь и вдруг остались ногти, части кожи и т.п., то нет основания утверждать что он окончательно завершил практику. Поскольку после окончательного завершения стадии Небесного бессмертного от тела не остается ничего. В буддизме это соответствует состоянию Будды или Нирване, Нерушимим алмазным телом.

Если же по каким то причинам практикующий не доходит до высшей стадии — Тянь сянь, то он может либо сам по желанию либо в силу обстоятельств «освободиться от трупа». В зависимости от достигнутого уровня, его оставшееся тело может быть не подвержено гниению, а само мумифицироваться либо даже сгорать от внутреннего огня. В случае освобождения от трупа тело в любом случае меняется в невозвратимую сторону, и покинувший его бессмертный больше не может возвратиться в своё оставленное тело обратно. Вспомните рассказ о жизни Ли Тегуая – одного из восьми бессмертных.

Часто за тело света миряне принимают сияние янского духа, что является более низшей стадией — Шэнь сянь, как мы уже знаем. Также это высшее достижение всячески искажается современными подвижниками, такими как Шри Ауробиндо например, которые пытаются преобразовать тело непревращенным сознанием. Эта затея совершенно бесполезна. Уже предыдущие стадии начиная с Дисяня очень сложно описать словами, особенно ощущения и самовосприятие, поскольку у обычного человека нету хотябы на 1% аналогичного опыта, соответственно в его словарном запасе нету таких слов, которые бы обозначали эти феномены. Более того, даже если достигший описал бы это состояние, что иногда делается в трактатах, понять это обычный человек не сможет, поскольку опирается на ум и сознание, а восприятие святых-сяней основано на духе, Янском духе.

Итак, мы заканчиваем данное описание стадий даосской внутренней алхимии, и как видим чисто физическое бессмертие вовсе не центральная цель даосской внутренней алхимии. И, на самом деле, нет ничего общего с общераспространенным мнением о даосах, как страстно желающих лишь добиться физического бессмертия и вечно пребывать в суете земной жизни. Анализ древнейших текстов и знаков позволяет увидеть, что в древности жизнь обычного обывателя сравнивалась символически с тюремным заключением, где господствует автоматизм и несвобода. Перед каждым «арестантом» стоит выбор — либо смириться в ожидании конца, либо попробовать рискнуть и сбежать из клетки. Для даосов таким способом «сбежать» стала практика даосской внутренней алхимии – учение об обретении единства. Причем не физического или жизнепроявления сознания (как у нас понимают дух), а достижение особого состояния, являющего собой высшее возможное достижение человека в сфере духа.

Мы совсем недавно обнаружили, что в древних текстах крия-йоги стадии полностью соответствуют даосским, прибавим сюда и практику Чань до 6-ого патриарха, что и позволяет сделать вывод, что знание и практика именуемое как даосская внутренняя алхимия было распространено в древности под различными названиями, среди народов Китая, Индии, Тибета.

Приведенная классификация должна служить общему пониманию процесса практики, конечных и промежуточных целей. Более детальная расшифровка будет получена только с практикой и реальным достижением конкретного этапа.

Составлено на основе обсуждений и статей с форума  http://forum.daode.ru/#Forums.

 

Контакты:

+38 (097) 232 62 15;
+38 (066) 323 60 43 (+viber).

Группы:

CР,  ПТ 19:00-20:00;
ул.Липинского 4 (м.Университет, м.Золотые Ворота).

СБ, ВС 12:00-13:00;
ул.Антоновича, 11 (м.Театральная, м.Л.Толстого).